В современных автомобилях, необходимость замены тормозных колодок возникает потому, что на них установлены несъёмные фрикционные накладки.
Снашиваются не тормозные колодки, а фрикционные накладки. Раньше, накладки были съемные, и их заменяли без замены тормозных колодок, но сегодня технология производства тормозных колодок изменилась, и мы имеем то, что имеем. Правильное это решение или не правильное, мы здесь рассуждать не будем, а просто рассмотрим последствия несвоевременной замены тормозных колодок.
Фрикционные накладки на тормозных колодках устанавливают для того, чтобы повысить эффективность торможения и снизить температуру нагрева колодок и тормозного диска вовремя торможения.
- Материал, из которого изготовлены фрикционные накладки намного мягче материала из которого изготовлены тормозные колодки.
- Фрикционные накладки способны выдерживать высокую температуру и при этом особо не нагреваться.
- Имеют высокий коэффициент скольжения, то есть почти не скользят.
- Не выделяют вредных веществ при разрушении.
Во времена, когда фрикционные накладки делались съемными, для их производства широко применялся асбест, который отлично соответствовал трём из четырёх пунктов — то есть, при разрушении или нагреве, асбест выделяет вредные вещества. И по требованию экологов, асбест из фрикционных материалов был исключён.
Ну, с накладками мы разобрались, теперь разберёмся, что будет если, фрикционные накладки сносились, а тормозные колодки никто менять не собирается.
В этом случае, к тормозному диску во время нажатия на педаль тормоза будет прижиматься непосредственно тормозная колодка и тут могут быть два варианта развития событий:
- Фрикционная накладка имеет определенную толщину, на которую рассчитан ход штока тормозного цилиндра суппорта. Когда этой толщины не станет совсем, шток может выдавиться из суппорта и все… тормозов больше не будет. На этом ваше путешествие и закончится.
- Допустим, шток тормозного цилиндра не выдавился, и тормозная колодка успешно прижимается своим телом к тормозному диску. При отсутствии фрикционной накладки, торможение будет осуществляться с помощью силы трения металла колодки о металл диска. Коэффициент скольжения у металла никакой, то есть низкий, то есть скользит металл хорошо и при этом очень сильно нагревается, попутно отдавая тепло всему, с чем соприкасается.
- Летят искры, тормозная колодка, тормозной диск и суппорт нагреваются до красна. Тормозной диск передаёт тепло ступичному подшипнику из которого от нагрева вытекает смазка и он клинит. Тормозной диск ведёт, и он становится кривой.
В этом случае не только тормоза откажут, но ещё и заклинит, например переднее колесо, а при отсутствии тормозов ещё и потеря управления — смесь страшная.
Но, сами понимаете, на самом деле вряд ли у кого-то хватит ума кататься со стёртыми до металла фрикционными накладками тормозных колодок. Их обычно меняют, как и положено.
Помните,избежать незапланированного и дорогостоящего ремонта поможет своевременное и качественное техническое обслуживание автомобиля (ТО хонда).