В отличие от механической коробки передач, в коробке автомат при движении постоянная связь между коленчатым валом и первичным валом АКПП отсутствует. Для передачи крутящего момента от коленвала используется гидротрансформатор, аналогом которого в механической коробке передач является знакомое всем сцепление. Входной вал гидротрансформатора жестко соединен с маховиком коленвала, а выходной вал с трансмиссией и корпусом гидротрансформатора. Передача крутящего момента от входного вала к выходному осуществляется трансмиссионным маслом. Когда скорости входного и выходного валов уравниваются, давлением масла блокируется входной вал и корпус гидротрансформатора. В результате чего, получается жесткая связка маховика с выходным валом коробки передач.
И так, при уравнивании скорости вращения входного и выходного валов турбинное колесо прижимается к корпусу гидротрансформатора, а чтобы турбинное колесо не проскальзывало, для обеспечения достаточного коэффициента сцепления на корпусе турбинного колеса расположена фрикционная накладка, а на корпус гидротрансформатора нанесен фрикционный слой.
Однако, в момент соприкосновения двух поверхностей, все равно происходит проскальзывание, что провоцирует отщепление микрочастиц поверхности фрикционов. А поскольку турбинное колесо вращается в масле, то отколовшиеся частицы в него и попадают.
Перенаправление давления жидкости для замыкания/размыкания гидротрансформатора, смене передач осуществляется в гидравлической клапанной плите.
Блок управления АКПП управляет соленоидами, которые открывают либо закрывают необходимые каналы в гидроблоке. Для создания необходимого давления масла каналы должны быть всегда чистыми, соленоиды должны двигаться без заеданий и не зависать в определенных положениях.
При попадании в масло продуктов износа фрикционов, как правило и возникают известные проблемы — проблемы с включением передач и т.д.
А поскольку продукты износа, смешенные с маслом, превращают его в абразив, то сразу же существенно увеличивается износ мест перемещения соленоидов.
И это если не учитывать, что и само масло постепенно теряет рабочие свойства за счёт выпадения из его состава присадок.